Пожарная сигнализация: монтаж, установка и техническое обслуживание

Современные технологические решения строительства изменились до неузнаваемости. Создается ощущение, что этажность зданий отныне не является ограничивающим фактором. Новые строительные материалы и техника нового поколения диктуют неизмеримо большую свободу реализации архитекторских решений. Первый небоскреб The Home Insurance Building в Чикаго сегодня воспринимается со снисходительной улыбкой. Десятиэтажное здание, имевшее революционный для конца XIX века опорный каркас, казалось тогда верхом строительной мысли. Башня Бурдж Дубай, имеющая 164 этажа физической высотой 819 метров ставит первое достижение высотного строительства в категорию нелепых нонсенсов. Но существует один момент, который однозначно объединяет весьма различные по значимости и абсолютной высоте здания – пожарная безопасность. Первые пожары, возникавшие в высокоэтажных зданиях, ставили перед людьми новые вызовы. Пожарная техника, имевшаяся в то время в распоряжении человечества, однозначно не могла справиться с новыми угрозами. Высотное строительство, запутанная организация этажей, обилие горючих материалов в зданиях и, главное – межэтажные технические каналы и воздуховоды, привели к тому, что возгорания в высотных постройках стали распространяться с потрясающей скоростью. И, если в невысокой городской застройке, вопрос эвакуации людей из зоны возгорания решалась достаточно легко, в вертикально организованных зданиях первоочередная задача становилась, подчас, нерешаемой. Возникла реальная цель создания эффективных мероприятий по предупреждению и оповещению людей в случае угрозе пожара. Одним из ответов, которые были созданы на заре эры технологических, индустриальных пожаров – монтаж пожарной сигнализации. Изначально, установка противопожарной сигнализации состояла в формировании комплекса множества аварийных кнопок. Человек, заметивший задымление или огонь, должен был привести сигнализацию в тревожный режим. Пожарная сирена, которая при этом включалась, оповещала присутствующих в зданиях людей о возникновении нештатной ситуации. Однако параллельно инженеры активно развивали технологические решения автономных пожарных сигнализаций. В военно-морском, флоте, и особенно – на подводных судах, автономная противопожарная система совершенно исключала значение человеческого фактора. Гражданское строительство быстро взяло эти технологии на вооружение. Распространение пожаров становилось все более быстрым – реакция людей на угрожающую ситуацию требовала такой же скорости. Наступила эра автоматических противопожарных комплексов. Тем не менее, комплексы тревожного оповещения были не в силах в одиночку эффективно решать все проблемы поддержания пожарной безопасности. Не менее существенным вопросом стало формирование практических путей эвакуации людей из опасной зоны. Вертикальная структура многоэтажных зданий поставила перед строителями новые задачи. Возгорания, молниеносно распространяющиеся по вертикали, часто создавали смертоносные ловушки. Централизованные системы вентиляции, воздуховоды и технические каналы инженерных сетей давали возможность огню буквально перепрыгивать через несколько этажей. Движение горячего воздуха и, возникающая на высоте многих этажей мощная воздушная тяга, переносили искры и даже целые горящие головни. Особенно опасным при высотном пожаре становилось задымление. Пластики отделочных материалов, офисной мебели, оплетки кабелей и электрических сетей при возгорании выделяли смертоносно опасные токсические соединения. Сегодня подобные материалы проходят строжайший контроль. Пятьдесят лет назад об этом аспекте противопожарной безопасности никто не задумывался. Мода на применение полимерных материалов в 50-60-х годах породил новые пожарные угрозы. Именно токсический дым, а не открытое пламя, приводил к максимальным человеческим жертвам. Эвакуация людей и эффективные меры противодействия возгоранию стали во главу угла. Обязательное наличие пожарных лестниц и систем пожаротушения становятся необходимым условием введения каждого здания в эксплуатацию. Правила пожарной безопасности каждого цивилизованного государства жестко регламентируют испытание пожарных лестниц . Пути эвакуации людей выносятся за пределы зданий – наружу, а системы пожаротушения начинают работать в автоматическом режиме. Единственное срабатывание температурных датчиков или дымоуловителей приводит пожарные водопроводы в рабочее состояние. Скорость реагирования становится решающим фактором. Одновременно пассивные меры противопожарной безопасности также имеют активное развитие. Введение эффективных мер по эвакуации людей, находящихся в зоне огня, позволяет весомо повысить общую пожарную безопасность. Сегодня трудно представить офисное или жилое здание, в котором отсутствовал бы планы эвакуации . Простая, на первый взгляд, мера становится серьезным элементом общей пожарной безопасности. Действительно важным моментом противостояния пожару становятся именно первые 20-30 минут возгорания. В этот отрезок времени огонь имеет горизонтальное распространение по горючим материалам. Через пару десятков минут огненная буря начинает распространяться по технологическим каналам, вентиляционным и лифтовым шахтам, воздуховодам систем кондиционирования. Пламя становится неуправляемым и непредсказуемым. Настолько малый момент времени, который огненная стихия отводит на организованную эвакуацию людей, выявил еще один вопрос перед пожарными службами: скорость и эффективность передачи сигнала в системах раннего оповещения. На самом деле смешная проблема – городские грызуны – вполне остро встала перед эксплуатационными службами Европейского тоннеля под проливом Па-Де-Кале. Каждодневно обычные городские крысы уничтожали десятки метров электрических и инженерных сетей, включая систему пожарной сигнализации. К слову сказать, такие же проблемы вставали перед сотрудниками любого сабвэя в большом мегаполисе. Уязвимые к внешним воздействиям коммуникации пожарной сигнализации с тревожной постоянностью начинают давать сбои. 18 ноября 1996 года эффективность пожарной сигнализации Евротоннеля была подвержена весомому испытанию. Огненная стихия, бушевавшая в тоннельных коммуникациях почти сутки, нанесла весомый ущерб европейской транспортной системе. Жертв, к счастью, удалось избежать, однако, бетонные кольца прогорели на глубину до 50 мм., что говорит о запредельных температурах огня. Сильнейшая тяга воздуха в системе вентиляции тоннеля и аварийно низкое давление в пожарном водопроводе привели к тому, что из строя вышли около 400 метров транспортной артерии. Полностью восстановить движение удалось лишь в следующем году. Та авария наглядно продемонстрировала основные проблемы в области пожарной безопасности. Как обычно, практическое решение возникло из смежных отраслей. Телекомы, демонстрирующие невиданный технологический рост, дали комплексам противопожарной безопасности новый толчок. Новый стандарт передачи данных – GSM, - использующийся в мобильных устройствах связи, был успешно использован в проектировании передового поколения пожарной сигнализации. Автономная gsm сигнализация стала безапелляционным лидером систем безопасности. Мобильность такого комплекса, его масштабируемость, возможность посылки тревожного сигнала на мобильные устройства и отсутствие уязвимых проводов и кабелей сделали gsm сигнализацию абсолютным победителем по эффективности. Индустриальные возгорания нового поколения становятся все более опасными и катастрофичными. К счастью, ответные меры, предпринимаемые людьми, также не останавливаются в своем развитии.